Новости и статьи

Как изменится рынок такси в России после закона о локализации автомобилей?

Новости
С 1 октября 2025 года в силу вступает закон, способный радикально изменить привычный ландшафт таксомоторных перевозок в России. Согласно новым требованиям, работать в такси смогут только автомобили, произведённые с высокой степенью локализации — проще говоря, максимально «собранные» в России. Уже известен перечень моделей, допущенных к перевозке пассажиров: это четыре модели Lada (Vesta, Granta, Largus, Aura) и три китайские марки с локализованным производством.

Что это значит для водителей, пассажиров, таксопарков и агрегаторов? Разберёмся.

Цены на поездки: вверх по шкале

Пожалуй, самый заметный для пассажиров эффект — это ожидаемый рост цен. Обновление автопарка потребует от таксопарков серьёзных инвестиций. Многие из них сейчас работают на подержанных иномарках, а с 1 октября им придётся перейти на новые машины, и не любые, а строго определённые модели.

С учётом ограниченного выбора и дефицита на рынке новых автомобилей, это может привести к увеличению стоимости поездки на 15–30%, особенно в регионах, где конкуренция слабее.

Дефицит водителей: удар по самозанятым

Сегодня в такси может выйти почти любой: если у тебя есть достаточно новая машина — добро пожаловать. Но уже этой осенью ситуация изменится. Закон лишает возможности работать тех, кто использует личные авто, не входящие в утверждённый список.

Возможен уход до 500 тысяч водителей в течение нескольких лет — а это около трети всех участников рынка. Особенно пострадают самозанятые, у которых нет ресурсов для покупки нового локализованного автомобиля.

Крупные игроки против малых: усиление монополии?

На фоне этих перемен бенефициарами могут оказаться крупные агрегаторы, прежде всего «Яндекс Go». Обладая финансовыми и административными ресурсами, такие компании смогут обеспечить необходимый уровень обновления автопарка и даже предложить аренду локализованных машин своим водителям.

А вот небольшим региональным таксопаркам придётся нелегко. Для них новые правила — это вызов, сопряжённый с высокими расходами, логистическими сложностями и риском ухода с рынка.

А если завтра всё изменится?

Что произойдёт, если геополитическая обстановка смягчится, а зарубежные автогиганты снова придут в Россию? Теоретически, рынок снова может стать более разнообразным. Однако даже в случае возвращения иностранных брендов, доступ к работе в такси получат лишь те модели, которые производятся в России с нужной долей локализации.

Иными словами, курс на импортозамещение в сфере такси останется приоритетным, даже если откроются внешние рынки.

Что в итоге?

Рынок такси в России стоит на пороге структурных изменений. Закон о локализации — это не просто бюрократическая мера, а попытка перестроить всю систему таксомоторных перевозок в сторону национальной промышленности. У этой попытки есть как плюсы, так и риски:

  • для пассажиров — рост цен и, возможно, снижение доступности сервиса;
  • для водителей — ограничение входа в профессию и необходимость обновления автомобилей;
  • для бизнеса — новые издержки, но и шанс на переформатирование рынка под себя.

Один очевидный вывод: в такси станет меньше свободы и больше регулирования. А что это принесёт — устойчивость или застой — покажет время.
Made on
Tilda