С распространением беспилотных автомобилей — как легковых, так и грузовых — мир встал перед новым юридическим и этическим вопросом: кто несёт ответственность, если автономное транспортное средство сбивает человека? Это уже не сюжет фантастического романа, а реальность, с которой скоро придётся столкнуться в суде.
Кто виноват?
Когда в ДТП участвует обычный водитель, всё относительно просто: если он нарушил ПДД, ответственность — административная, гражданская или даже уголовная — ложится на него. Но если за рулём никого нет, картина усложняется. Сегодня в случае аварии с участием беспилотника потенциальными фигурантами дела могут оказаться:
Кто оплатит ущерб?
Сегодня основной риск ложится на владельца автомобиля. Даже если машина ехала «сама», владелец отвечает за последствия. Страховые компании пока не имеют единого подхода, как оценивать подобные случаи. В некоторых странах уже появляются страховые продукты, ориентированные на автономный транспорт, но в России правовая база пока не готова к массовым случаям ДТП с участием беспилотников.
Если же будет доказано, что виновата ошибка ПО, возможны иски к разработчику. Такие случаи уже рассматривались за рубежом, например, в США.
Возможен ли суд и уголовное наказание?
Да, если будет доказано, что действия (или бездействие) человека привели к ДТП:
– оператор нарушил инструкции;
– производитель допустил грубую халатность;
– владелец знал о неисправности, но не предпринял меры.
Но на практике привлечение к уголовной ответственности за действия беспилотника — крайне сложный процесс, требующий новых правовых подходов и экспертиз.
Готово ли законодательство?
Пока — нет. В российском праве отсутствует чёткое регулирование ситуаций с автономными авто, хотя эксперименты с их использованием уже идут. Не урегулированы:
Рост числа беспилотников на дорогах требует пересмотра законодательства: от страхования до уголовного права. Без этого риски ложатся на всех участников — и пешеходов, и владельцев, и бизнес.
Ответственность должна быть распределена справедливо, а право — идти в ногу с технологиями.
Кто виноват?
Когда в ДТП участвует обычный водитель, всё относительно просто: если он нарушил ПДД, ответственность — административная, гражданская или даже уголовная — ложится на него. Но если за рулём никого нет, картина усложняется. Сегодня в случае аварии с участием беспилотника потенциальными фигурантами дела могут оказаться:
- Владелец ТС — особенно если автомобиль находился на балансе компании и эксплуатировался в рабочих целях.
- Оператор/диспетчер, если транспорт находился под удалённым наблюдением и контролем.
- Производитель (автомобиля или ПО), если в ходе расследования будет доказано, что авария произошла по причине программной ошибки или неисправности.
- Пешеход, если он сам нарушил правила и стал причиной аварии.
Кто оплатит ущерб?
Сегодня основной риск ложится на владельца автомобиля. Даже если машина ехала «сама», владелец отвечает за последствия. Страховые компании пока не имеют единого подхода, как оценивать подобные случаи. В некоторых странах уже появляются страховые продукты, ориентированные на автономный транспорт, но в России правовая база пока не готова к массовым случаям ДТП с участием беспилотников.
Если же будет доказано, что виновата ошибка ПО, возможны иски к разработчику. Такие случаи уже рассматривались за рубежом, например, в США.
Возможен ли суд и уголовное наказание?
Да, если будет доказано, что действия (или бездействие) человека привели к ДТП:
– оператор нарушил инструкции;
– производитель допустил грубую халатность;
– владелец знал о неисправности, но не предпринял меры.
Но на практике привлечение к уголовной ответственности за действия беспилотника — крайне сложный процесс, требующий новых правовых подходов и экспертиз.
Готово ли законодательство?
Пока — нет. В российском праве отсутствует чёткое регулирование ситуаций с автономными авто, хотя эксперименты с их использованием уже идут. Не урегулированы:
- понятие "вины" в контексте ИИ;
- статус участника дорожного движения для беспилотников;
- порядок расследования ДТП с автономными ТС.
Рост числа беспилотников на дорогах требует пересмотра законодательства: от страхования до уголовного права. Без этого риски ложатся на всех участников — и пешеходов, и владельцев, и бизнес.
Ответственность должна быть распределена справедливо, а право — идти в ногу с технологиями.